искусство убеждения

Искусство убеждения. Правильная речь и имидж

 Культура убеждать, как часть культуры речи 

  Коммуникация имеет несколько функций, одной из которых является убеждение. Намериваясь убедить кого-нибудь в своей правоте, вы не добьетесь цели, если не будете владеть приемами риторики. Это понимали еще в далеком прошлом, когда ораторское искусство выделилось в самостоятельную отрасль знания, сформулировало целый ряд положений и создало немало специфических приемов. В СССР риторика снова исчезла из перечня наук, а стала рассматриваться как составная часть филологии – точнее дисциплины «культура речи». На убедительность речи указывали как на важнейшее ее качество. С распадом Союза искусство убеждения возродилось в виде целого букета прикладных занятий. Оно нашло применение в политике, бизнесе, рекламе и даже отношениях между супругами. Каждый раз на культуру речи возлагаются свои конкретные задачи: убедить общество, сделать сговорчивей делового партнера или конкурента по бизнесу, продать как можно больше товара, или исправить характер непокладистого сотрудника. Поэтому говорить о какой-то одной, главнейшей стороне красноречия – бессмысленно – все они важны и равноправны.



 Не смыслом единым...

  Разумеется, содержание и форма передаваемой информации имеют важнейшее значение для целей убеждения. Бессмысленная речь является неполноценной, и все ее очарование может развеяться под ударами простейших аргументов. Но и преувеличивать роль семантики тоже не стоит. Важно не только что сказано, но также когда и как это сделано.

 

  Умение вовремя промолчать не менее важно, чем искусство заливаться соловьем по каждому поводу.

 

  Даже тогда, когда ораторское искусство было в загоне, в театральных вузах преподавали курс сценической речи. Преподают его и сейчас. Студенты изучают правильное произношение, выполняют упражнения на корректировку речевого аппарата, учатся правильной интонации и поведению во время речи. Помимо голоса и смысла на собеседника оказывают влияние и жесты говорящего.

 

Уместная и грамотная жестикуляция на порядок усиливает эффект речевого воздействия.

 

  Еще один важный пункт – эмоциональная окраска речи. Трудно прикидываться увлеченным тем, что для вас безразлично. Но и для этого имеются свои приемы. И все же лучше, если оратор не только «в теме», но и действительно «болеет» за дело.

 Имидж и образ

  Из всего вышесказанного можно заключить, что ораторский образ – это сочетание многих компонентов, а в каждой конкретной ситуации может потребоваться отдельный образ говорящего. Чем большее яркой речевой полиморфностью обладает человек, чем больше «масок» в его гардеробе, - тем проще ему убедить окружающих. Такой индивид, как профессиональный артист, легко меняет грим и роли, но от этого имидж его не страдает, а, наоборот, слагается из наиболее удачных картинок-образов. Главное не забывать, что правильная речь и имидж - взаимосвязаны.